Битва за Москву в «Доброе утро»

Ноябрь 1941 года. Враг на пороге Москвы. Так близко, что в бинокль можно рассмотреть, как город готовится к затяжным боям. Гитлеровское командование уверено. После череды побед, удар в «солнечное сплетение советов», так в Третьем рейхе называли Москву, будет молниеносным и сокрушительным. Донесения же разведки о перегруппировке советских сил в вермахте не воспринимают всерьез.

Контрнаступательная операция началась 5 декабря на рассвете. Первым ударил Калининский фронт. 20 дивизий. Больше ста тысяч человек. Но солдат вермахта гораздо больше. Из-за численного превосходства генерал армии Жуков, запрещает лобовые атаки. Врага советские войска обходят с флангов. По пояс в снегу, держа наперевес застывшие винтовки.

«Отмечалась температура до -38 градусов по Цельсию, — рассказывает методист Государственного музея обороны Москвы Кирилл Дряннов. — Многие считают, что это помогло Красной Армии. Но на самом деле мерзли все одинаково. И советские воины, и немецкие, а мороз добивал раненых, невзирая на национальность».

В сутки стрелковые соединения Красной Армии проходят до шести километров. Разведку боем и ночные рейды по вражеским тылам проводят аэросанные и лыжные батальоны. В ходе одной из таких операций разведчики обнаружили в районе реки Истры, в сугробе, сбитого нацистами летчика Виталия Рыбалка. Едва живого. С тех пор каждый год 5 декабря он отмечает свой второй день рождения.

«У меня наган все это время был наготове, и я кричу «Стой! Кто идет?», чтобы не подпустить к себе. И меня отборным, нашим словом русским, что ты, мол, орешь! После этого я очнулся только у костра, вокруг солдатики сидят», — вспоминает ветеран ВОВ, генерал-лейтенант авиации в отставке Виталий Рыбалка.

Когда началась контрнаступательная операция, 18-летний Виталий Рыбалка уже 12 день пробирался через лес. К своим. Компас, теплые вещи и еда остались в самолете. Чтобы сбить погоню со следа, летчику пришлось почти километр идти по еще незамерзшей реке. «По краю, по воде, а унты были собачьи, они промокли, пока ходил, все это промерзло, у меня ноги были отморожены», — рассказывает ветеран.

В госпитале врачи хотели ампутировать ему ноги. Но вступился случайно зашедший в палату командир, приказав лечить бойца, во чтобы то ни стало. А уже через неделю Рыбалка снова был в небе. На его счету 14 сбитых самолетов.

Уже через несколько дней после начала контрнаступления фронт растянулся на 900 километров — от Калинина до Ельца. Преимущество полностью на стороне советских войск. Через месяц после начала контрнаступательной операции Красная армия отбросила гитлеровцев на 250 километров от Москвы.

Источник: 1tv.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: